Блог

Дикость, покоренная красотой!

В собрании галереи Vалентина находятся удивительные по красоте и тонкости работы скульптурные композиции «Уна и лев» и «Ариадна на пантере». Авторство принадлежит британскому скульптору Джону Беллу (1811 - 1895 гг.), известного созданием мемориала в память о победе союзнических войск в Крымской войне 1853-1856 гг. в Лондоне.
Ариадна на пантере, И. Даннекер, 1803 - 1804 гг.
Ариадна на пантере, И. Даннекер, 1803 - 1804 гг. Фото из интернета
Скульптурной композицией «Ариадна на пантере» Д. Белл смоделировал и воспроизвел в бисквите популярную работу немецкого скульптора И.Г. Даннекера (1758 – 1841 гг.). Группа изготовлена компанией Minton & Co для Summerly's Art Manufactures в 1847 г. и оставалась в производстве до 1860-х гг. Скульптура И. Даннекера в мраморе была задумана и выполнена для оформления открытого уличного пространства. «Ариадна на пантере» быстро покорила сердца жадной до красоты публики и стала значимой туристической достопримечательностью. Упоминание об этой работе часто появлялось в путеводителях, романах и путевых рассказах, таких как «Зарисовки Германии» А. Джеймсон (1832 г.). В 1810 г. скульптуру приобрел банкир из г. Франкфурта С. Мориц фон Бетманн. В 1856 г. для демонстрации мраморной красавицы был организован специальный «Ариаднеум», где перед глазами зрителей представала эффектная картина: в отраженном алом цвете портьер на покоренном хищнике расслабленно восседала беломраморная красавица - дочь Критского царя Миноса и единоутробная сестра чудовища-Минотавра принцесса Ариадна! Дикость, покоренная и укрощенная истинной красотой, не могла оставить равнодушными людей XIX в., с легкостью считывавших мифологические метафоры. Волнует скульптура людей и XXI в.
Ариадна на пантере, Д.Белл. XIX в., Англия. Бисквит
Ариадна на пантере, Д.Белл. XIX в., Англия. Бисквит
Так однажды Тесея спасла от гибели страшной

Миноса дочь Ариадна, явив благосклонную помощь.

Матерью ей была Пасифая, дочь Гелия бога.

Как только Миносов гнев прошёл, она за Тесеем

На корабле отчизну покинула. Деву любили

Сами бессмертные боги, и в середине Эфира

Памятник ей возвели. Несёт венок этот звёздный

Славное имя венка Ариадны. В течение ночи

Не устаёт он вращаться среди небесных собратьев.



Аполлоний Родосский, «Аргонавтика».
Иоганн Генрих фон Даннекер (1758 – 1841 гг.) – немецкий скульптор, прославивший своими произведениями родной г. Штутгарт далеко за пределами Германии. Творческий путь скульптора начался еще в школе (позднее её статус был повышен до академии) в штутгартском замке Солитуд, где были замечены выдающиеся художественные способности юного И. Даннекера. Мальчик получил возможность обучаться на скульптора. В Солитуде И. Даннекер вошел в узкий круг художников, поэтов и музыкантов, сформировавшийся вокруг юного Фридриха Шиллера, тоже учившегося здесь. Учителями И. Даннекера стали скульпторы И.В. Зонненшайн и П.Ф. Лежен, художники А.Ф. Харпер и Н. Гибаль. Стажируясь в г. Париже, И. Даннекер посещал занятия в мастерской О. Пажу. В г. Риме познакомился с А. Канова, оказавшим значительное влияние на творчество И. Даннекера. В античном искусстве, перед которым И. Даннекер искренне преклонялся, он нашел для себя идейную глубину, строгость и близость к природе. Это предопределило его обращение к стилю классицизма в творчестве. Окончив обучение, И. Даннекер был принят на службу придворным скульптором и нес ее при пяти герцогах Вюртембергских Одна из работ мастера, бюст герцога Фридриха Евгения (1798г.), предназначалась для отправки в г. Санкт-Петербург дочери герцога Софии Марии Доротеи Августе Луизе (в православии Мария Федоровна), бывшей замужем за русским наследником и позже императором Павлом I. Из г. Санкт-Петербурга вскоре последовало приглашение работать при российском дворе, от которого мастер отказался. Одной из наиболее интересных работ И. Даннекера является парный мраморный бюст Константина и Наталии фон Бенкендорф для капеллы-мавзолея Бенкендорфов на кладбище в г. Штутгарте. Известны также бюсты Константина и Наталии фон Бенкендорф в музее Моршанска (Россия, Тамбовская обл.). В Российской империи скульптуры И. Даннекера были весьма популярны. Музейный комплекс Павловск может похвастаться скульптурой «Аполлон», в Гатчине хранится бюст герцога Фридриха Евгения Вюртембергского. В собрании Государственного Эрмитажа находится великолепная скульптура Христа из белого каррарского мрамора, прежде украшавшая павильон «Шапель» в Царском Селе. Свою замечательную скульптуру «Ариадна на пантере» И. Даннекер создал в 1803 г. Переведенная в мрамор, работа стала самой популярной скульптурой г. Франкфурта в XIX в.
Скульптурная композиция «Уна и лев» из собрания галереи является оригинальной и также смоделирована скульптором Д. Беллом. Изготовлена, как «Ариадна на пантере», на предприятии Minton & Co для Summerly's Art Manufactures в1847 - 1860 - е гг. Д. Белл создал полноразмерную работу в мраморе (ныне утерянную), которая была показана на Большой выставке, а затем установлена в Хрустальном дворце в Сиденхаме. Композиция «Уна и лев» исполнена по желанию автора в пару к работе «Ариадна на пантере», выполненной Д. Беллом ранее в 1847 г. Скульптурная группа «Ариадна на пантере» имела спрос и не выходила из продажи до появления набиравшей популярность композиции «Уна и лев».
Уна и лев, Д.Белл. XIX в., Англия. Бисквит
Уна и лев, Д.Белл. XIX в., Англия. Бисквит
Уна – героиня «исторической фантазии» английского поэта эпохи Елизаветы I Тюдор Эдмунда Спенсера «Королева фей» («легенда о рыцаре Красного Креста»). Своей эпической поэмой поэт прославлял королеву Елизавету и наставлял знатных господ в добродетели и достойном поведении, осознанно уподобляясь великим авторам древнего мира и современности – Гомеру, Виргилию, Торквато Тассо. Своим произведением автор признает и утверждает единство протестантской веры в целом и недавно провозглашенного англиканства в частности. Воплощение этого постулата Э. Спенсер вложил в образ прекрасной принцессы Уны, девушки глубоко нравственной и непоколебимо верующей. Очевидно, в образе Уны Спенсер предъявляет миру добродетели правящей королевы Англии - дочери Генриха VIII Елизаветы Тюдор. Противоположностью Уны в произведении выступает обольстительная Дуэсса (двуличность), в образе которой сложно не увидеть многострадальную шотландскую королеву-католичку Марию Стюарт, «кузину» (двоюродную племянницу) Елизаветы английской. Прославляемая королева Англии в поэме Э. Спенсера выступает хранительницей национального суверенитета и религиозных ценностей, борется за укрепление англиканской Церкви и вытравливает католическую «ересь» Церкви папской с территории родной страны.
Отвергнутая Правда здесь,

Ища свою любовь,

Приручит льва, погибнет лев,

А после - плен и кровь.

1.

Нет ничего под небом, что б могло

Такое состраданье вызвать в нас,

Как красота, что испытала зло

От зависти - невинно - в горький час,

Когда судьбой обижена она...

А я, ее сияньем ослеплен,

И верностью, не ведающей сна,

(Черта, украсившая женщин всех времен),

Такую боль вдруг в сердце ощутил,

Что вынести ее, боюсь, не хватит сил.

2.

И мое сердце сильно так болит,

О женщине с великой красотой,

Об Уне, и листок стихов залит

Слезами... Что же сделали с тобой!

Принцесса ты, и ты правдивей всех,

Всех женщин ты прекрасней на земле,

Тебе не ведом совершенно грех,

Ни в мыслях, ни в делах... но в страшной мгле

Ты с рыцарем рассталась со своим,

И с ведьмой он ушел путем иным!



Э. Спенсер, поэма «Королева фей». Песнь третья «Легенда о рыцаре Красного Креста».
По сюжету поэмы родители прекрасной принцессы Уны были похищены кровожадным драконом. Смелая девушка отправилась их спасать. Вместе со встреченным по дороге юным и смелым рыцарем Красного Креста ей удалось победить дракона и освободить родителей. Сообща преодолевая испытания, молодые люди полюбили друг друга, но были разлучены коварной Дуэссой. По пути к пещере дракона Уна устала и остановилась в лесу передохнуть. К спящей на лесной поляне девушке из чащи вышел могучий лев. Увидев залитое слезами лицо дивной красоты, царь зверей пожалел девушку и подарил ей жизнь. Лев стал ее преданным защитником и погиб в борьбе за честь и свободу Уны.
9.

А лев ее не думал оставлять,

Но с ней пошел, желая уберечь

Ее от бед, что к ней придут опять,

Страж верный... Лишь захочет Уна лечь

И отдохнуть, поспать - он стережет,

И смотрит зорко, если же она

Проснется - он к ней тут же подойдет

И будет ждать, чтоб выполнить сполна

Все указанья, что могла б отдать

Она ему - в глазах он мог читать.



Э. Спенсер, поэма «Королева фей». Песнь третья «Легенда о рыцаре Красного Креста».
В XVIII - XX вв. сюжетом об Уне и льве из поэмы «Королева фей» вдохновлялись живописцы, графики и скульпторы. Примечательным событием стало помещение изображения Уны со львом на британскую золотую монету в 5 фунтов стерлингов. Проект оформления монеты был разработан главным гравером Королевского монетного двора У. Вайоном в 1839 г. в ознаменование начала правления королевы Виктории (1837 г.). Монеты по всей вероятности предназначались для коллекционных наборов, а не для денежного обращения. На аверсе монеты изображен портретный профиль королевы, окруженный латинской фразой "VICTORIA D: G: BRITANNIARUM REGINA F: D:", что в переводе означает «Виктория милостью Божьей, королева британских территорий, защитница веры». На реверсе – изображение фигуры королевы в полный рост с атрибутами власти, идущей слева ото льва. Вдоль окружности монеты тянется латинская фраза "DIRIGE DEUS GRESSUS MEOS" - «Пусть Бог направляет мои шаги» - и стоят римские цифры "MDCCCXXXIX" (1839 г.) с подписью автора "W. WYON RA". У. Вайон подошел смело к украшению монеты: он представил британского монарха в аллегорическом амплуа, носимым вымышленным персонажем. Автор обнаруживает достойнейшие качества вошедшей на престол королевы Виктории, наделив ее добродетельностью принцессы Уны. Королева Виктория в лице сказочной хрупкой и нуждающейся в защите красавицы Уны легко и смело движется вперед в сопровождении мирно покоренного защитника-льва, символизирующего верную и восхищенную Англию.
Британская золотая монета в 5 фунтов стерлингов, У.Вайон, 1839 г.
Британская золотая монета в 5 фунтов стерлингов, У.Вайон, 1839 г. Фото из интернета
На многочисленных дворцовых трапезах в распоряжении русской императрицы Екатерины II были не только европейские сервизы немецких и французских мануфактур, государыня счастливо обзавелась и сервизом английской фабрики Веджвуд. Заказ на специальный столовый ансамбль возник в связи со строительством по проекту архитектора Ю.М. Фельтена путевого Кекерикитского дворца на Царскосельской дороге в ложноготическом стиле с ориентиром на средневековые английские замки (1774-1777 гг.). В 1780 г. дворец был переименован в Чесменский в память о знаменитой битве в бухте Чесма во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Место, которое императрица выбрала для строительства дворца, носило название Кекерекексинен (на русский манер Кикерики), что в переводе с финского языка значит «лягушачье болото». Не составит труда догадаться, что неизменной героиней росписей сервиза стала лягушка. «Сервиз с зеленой лягушкой» был рассчитан на 50 персон и состоял из около 900 предметов (сохранилось около 800 предметов). Росписи представляли собой природные и архитектурные пейзажи Англии, Шотландии и Уэльса, некоторые из которых исчезли безвозвратно, оставшись художественным воспоминанием на сервизе русской государыни. Предметы ансамбля художники Веджвуда украсили видами старинных замков, аббатств, усадеб с парками, природных ландшафтов, загородных особняков, городских и сельских пейзажей, включая виды старого Лондона. Императрица Екатерина была покорена дивной красотой английских пейзажных парков!
Я теперь до безрассудства люблю английские сады, изогнутые линии, отлогие склоны, петлеобразные пруды, острова из твердого грунта, и я глубоко презираю прямые линии.

Екатерина II в письме к Вольтеру, 1772 г.
Чесменский дворец, Ю.М. Фельтен, 1774-1777 гг.
Чесменский дворец, Ю.М. Фельтен, 1774-1777 гг. Фото из интернета
Сервиз Веджвуда - фаянсовый сервиз. Фаянс не считался элитным материалом, достойным монаршего стола, но русскую императрицу этот факт не смущал. Рисунки на поверхность предметов наносились методом трансферной печати, изобретённым в Англии в 1750-х гг. Процесс начинался гравировкой металлической печатной формы, затем производилась печать рисунка на папиросную бумагу с использованием стойких к обжигу «чернил». Далее переносчик наносился пигментной стороной вниз на предмет (бумага выгорала при обжиге). К к. XVIII в. такая методика стала крайне популярной в Англии, в России получила распространение во второй пол. XIX в. на фабриках М.С. Кузнецова. Символ дворца, зелёная лягушка, наносился мастером вручную. Для создания сервиза Д. Веджвуд использовал лично усовершенствованный английский фаянс сливочного цвета. Сервиз обжигали на фабрике «Этрурия» в г. Стаффордшире, основанной Д. Веджвудом. Расписывали предметы в г. Челси, художники работали специальной краской с переходами от пурпурного и коричневого до черного.
Тарелка глубокая из сервиза с зеленой лягушкой. Завод Веджвуд, Англия, 1770 - 1774 гг. Фаянс, роспись надглазурная
Тарелка глубокая из сервиза с зеленой лягушкой. Завод Веджвуд, Англия, 1770 - 1774 гг. Фаянс, роспись надглазурная. Фото с сайта Государственного Эрмитажа
Тарелка глубокая из сервиза с зеленой лягушкой. Завод Веджвуд, Англия, 1770 - 1774 гг. Фаянс, роспись надглазурная. Фото с сайта Государственного Эрмитажа
Тарелка глубокая из сервиза с зеленой лягушкой. Завод Веджвуд, Англия, 1770 - 1774 гг. Фаянс, роспись надглазурная. Фото с сайта Государственного Эрмитажа
«Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!» - вот так был сформулирован заказ для английского художника-керамиста Джозайи Веджвуда от русской императрицы Екатерины II в 1774 г. Вот такое сокровище хранит в своих запасниках Государственный Эрмитаж сегодня!