Блог

Рождественское подношение августейшей семье - Рафаэлевский сервиз

Светлый праздник Рождества Христова мы всегда отмечаем с удовольствием и благоговением, с особым трепетом одариваем родных и близких, желаем друг другу тепла и радости! Рождество при императорском русском дворе традиционно праздновалось широко и ярко. Императорской чете, Александру III и его супруге Марии Федоровне, подданные Их Величеств ежегодно готовили особые рождественские подношения.
К одному из таковых относились предметы заказанного Александром III Императорскому фарфоровому заводу парадного столового и десертного сервиза, получившего название Рафаэлевского. Процесс работы над сервизом оказался крайне трудоемок, и мастера Императорского фарфорового завода выполняли заказ частями, кои подносились императору Александру III и его преемнику императору Николаю II к празднику в течение двадцати лет (1883-1903 гг.). Рафаэлевский сервиз любим многими, и мы хотим вспомнить о нем в дни празднования Рождества!
Сервиз был рассчитан на пятьдесят персон и предназначался для дворца в Царском селе (сейчас предметы из сервизного ансамбля находятся в ГМЗ «Царское село», Русском музее, Государственном Эрмитаже, частных собраниях). Сервиз был создан под руководством заведующего живописной мастерской императорского фарфорового завода Л. Шауфельбергера при участии мастера С. Романова. Надо отметить, что император Александр III принимал наиживейшее участие в разработке декора сервиза наряду с мастерами императорского фарфорового завода.
Тарелка из Рафаэлевского парадного столового и десертного сервиза, ИФЗ, СПб.,1883-1894 гг. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота.
Тарелка из Рафаэлевского парадного столового и десертного сервиза, ИФЗ, СПб.,1883-1894 гг. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Фотография с сайта Государственного Эрмитажа.
Декор сервиза непростой. В глаза мгновенно бросается насыщенная стилизациями живописных традиций эпохи Возрождения роспись. Растительный (цветочные гирлянды, меандр, лавровые листья) и фигурный (гротески, анималистические мотивы, фигуры путти, женские и мужские образы) орнаменты обрамляют медальоны с аллегорическими композициями. Белый фон на изделиях звучит фрагментарно, где-то полностью уступая место живописи, где-то проявляясь значительнее, уравновешивая композицию и подчеркивая орнамент. Яркая индивидуальность каждого из предметов не оставляет сомнений в их общности и принадлежности к ансамблю. Единство стиля выражено декором, следованием общим законам построения композиции, мастерской вариативностью компоновки элементов без потери целостности, цветовой гаммой, ритмом. В разных по форме и содержанию изделиях считываются схожие или одинаковые графические приемы, кочующие из предмета в предмет: завитки, линии, головки и т.д. Роспись сервиза надглазурная, полихромная, обогащена позолотой. Живописные вставки выполнены в технике гризайль. Основные колеры сервиза: серо-голубой, кирпично-красный, золотой.
Совсем недавно, в 2020 г., во всем мире отмечалась круглая дата со дня смерти великого мастера эпохи Ренессанса - Рафаэля Санти. Одним из громких и важных событий, посвященных знаковой дате, в России стала масштабная выставка в Государственном Эрмитаже. Выставка сопровождалась проведением серьезных реставрационных работ и множеством просветительских программ. В 1883 г. отмечалась другая юбилейная дата - 400-летие со дня рождения великого мастера. Сложившийся сразу после смерти итальянского гения культ его выдающейся личности в Европе с особой силой перекочевал на русскую землю вместе с приходом эстетики классицизма. Для русских художников XVIII –XIX вв. Рафаэль был безоговорочным примером для подражания. Всеобщее восхищение вызывали не только его творческий гений, но и личностные качества, осмысливался путь культа личности мастера в XVI - XIX вв.
Как и наши предки, мы с особым пиететом относимся к работе придворных художников (Х.Унтербергер, И.Раффенштайн, Я.Хаккерт, У.Петер) и архитекторов (Д.Кваренги, Ю.Фельтен, И.Дункер) императрицы Екатерины II, создавших в 1783 - 1792 гг. по велению просвещенной государыни копию Ватиканских лоджий Рафаэля рядом со зданием Большого Эрмитажа (арх. Ю.Фельтен). Рафаэль создал росписи в Апостольском дворце под влиянием недавно обнаруженного оформления древнеримских интерьеров, копия произведения Рафаэля на берегах р. Невы обогатила комплекс Эрмитажа наследием Рафаэля, а через него и древнеримской культурой дворцового быта. Желание Александра III использовать мотивы росписей лоджий в качестве дани уважения мастеру–юбиляру и усиления эстетизации трапез более чем понятно. Гармония форм и красок, высочайшее техническое мастерство, умение создать произведение, воплощающее серьезную идейную программу – все это достоинства мастеров Императорского фарфорового завода конца XIX в. Воистину неподдельное удовольствие доставляет любование Рафаэлевским сервизом! Вновь и вновь погружаясь в диалог с произведением, мы ограждаем от забвения имена великих мастеров и тружеников прошлого, и, конечно, продлеваем радостную атмосферу Рождества!