Блог

Немецкий композитор-романтик и фарфоровый русский балет

В 1834 - 1835 гг. выдающийся немецкий и австрийский композитор Роберт Шуман создал фортепьянный цикл «Карнавал». В 1910 г. в оркестровом переложении русских композиторов А.К. Глазунова, А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Черепнина и других цикл стал музыкой к одноименному одноактному балету-пантомиме, поставленному балетмейстером М.М. Фокиным для устраиваемого журналом «Сатирикон» бала в зале А.И. Павловой.
Балет
Балет "Карнавал", Коломбина и Арлекин. 1914 г. Фото из интернета
Созданный по случаю балет вошел в репертуар знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева. В рамках сезона 1910 г. балет был показан в Западном театре (Theater des Westens) в г. Берлине. Среди неравнодушной немецкой публики, подпавшей под обаяние русского искусства, оказался и главный мастер Мейсенской мануфактуры Пауль Шойрих. В 1913 г. он взялся за работу над пленительным фарфоровым «Русским балетом». Создавая образы, скульптор опирался на документальные фотоснимки и рабочие эскизы Л. Бакста к постановке спектакля. Это свидетельство дает современному зрителю возможность видеть героев в максимально достоверном одеянии и в характерных позах. Ансамбль «Русский балет» П. Шойриха состоит из пяти скульптур: пара «Арлекин и Коломбина», «Пьеро», «Эвсевий», «Киарина», «Эстрелла». В 1917 г. мастер добавил фигуру «Паяц». Художественные достоинства комплекта трудно переоценить! Это работа своего времени, стилистически выверенная и выполненная с виртуозной техничностью. Налет кукольности и условность созданных балетмейстером и художником образов диктовали П. Шойриху путь к формообразованию, следованию современному модному стилю.
Действие балета происходит в XIX в. в эпоху Р. Шумана. Принадлежность к эпохе среди прочего демонстрируют костюмы, в которые одеты персонажи, списанные с реальных людей. Девушки, Эстрелла и Киарина, по возвращенной в первой трети XIX в. моде на кринолины красуются в пышных платьях с цветочными орнаментами и богатой отделкой рюшами. Образы дополняют утонченные шляпки и шаль. Атрибуты карнавала, маски, лежат у ног Киарины и Эвсевия, уподобляя персонажей итальянским маскам Коломбины и Арлекина. Нежная Киарина показана в момент, динамика которого сверхбыстротечна. Выбор художника оригинален: мы видим фиксацию процесса поднятия на пальцы или опускания на полную ступню. Левая нога несет функцию опоры и связывает фигуру с плоскостью пола, правая полностью принадлежит воздуху. Корпус девушки относительно статичен, продолжает движение вслед за головой, руки и кисти допевают протяжную песню, изящно играя цветами-кастаньетами. Эвсевий, модный «клетчатый» франт, в экзальтированной позе практически припадает пред возлюбленной на одно колено. Жесты рук и кистей вторят душевным переживаниям, дублируют кричащую о переполняющих любовных чувствах позу юноши. Прекрасная Эстрелла, словно цветок на ветру, едва касается ступнями опоры. Ее сложная скрученная и отчасти закрытая поза выдает сомнение, сопротивление и кокетство юной особы. Арлекин и Коломбина – ода истинной вневременной любви, открытой и смелой! Апогей чувственной экзальтации воплощен в образе Пьеро. Амплуа обреченного страдальца и гипертрофированно витиеватая пластика тела, подчеркивающая бьющие через край чувства, убедительно выражены мастером в фарфоре. Слишком много, слишком остро, слишком больно, слишком сладко…
Серия «Русский балет», Киарина. П.Шойрих. 1913 г. Фарфор, полихромная роспись, золочение, 26 см
Серия «Русский балет», Киарина. П.Шойрих. 1913 г. Фарфор, полихромная роспись, золочение, 26 см
Чрезмерность, чувственная экзальтация, атипичность – все это в духе жизни элиты общества начала XX в. Таким был С.П. Дягилев, таким было его артистическое окружение, богемная публика и скучающая аристократия. Веяние века! В вычурности физического и душевного, в жеманности поз и любви к переодеваниям сложно не увидеть ностальгию по давно минувшей барочной эпохе метаморфоз и театральности. Рождение балетного «Карнавала» хорошо укладывалось в рамки увлечения аристократией и богемой своей историей на рубеже веков. Манила манерность галантного века, антиподом к которой все чаще начал выступать XX в. Рассматривая скульптуры П. Шойриха, зритель наблюдает и ощущает их загадочное общение. Неподражаемая невербальная коммуникация XVIII в. и ее переосмысление XX в. Талант П. Шойриха, через призму которого присваивался опыт насмотренного, синтезировал частности - детали стилей, личные ассоциации, впечатления от театрального действа - в целое. Любуясь красочными персонажами, вместе с внешней эстетикой зритель принимает в себя боль и радость реальных людей, отпечаток судеб которых неотделим от этих маленьких фарфоровых сокровищ.
Серия «Русский балет», Эстрелла. П. Шойрих. 1913 г. Фарфор, полихромная роспись, золочение, 24 см
Серия «Русский балет», Эстрелла. П. Шойрих. 1913 г. Фарфор, полихромная роспись, золочение, 24 см
Карнавал предполагает кокетство и безрассудность, метаморфозы образов, маски, переодевания, раскрепощенность и интригу. На карнавале позволено немного больше, возможны забавные казусы, романтические безрассудства. Наверно поэтому во все времена карнавалы были любимы и долгожданны. Правда, внешняя легкость зачастую оборачивается драмой и трагедией. Знаменитый особняк В.В. Энгельгардта на углу Невского проспекта, д.30 и канала Грибоедова прочно вошел в историю г. Санкт-Петербурга своими выдающимися маскарадами. Частыми гостями Энгельгардтов были император Николай I со своей красавицей супругой императрицей Александрой Федоровной. По слухам, на одном из маскарадов у В.В. Энгельгардта император не узнал под маской свою старшую дочь, что доставило великой княжне Марии Николаевне непредвиденную радость и возможность позабавиться, флиртуя с августейшим папой. Особняк В.В. Энгельгардта, как известно, обессмертил М.Ю. Лермонтов в драме «Маскарад», устроив костюмированный бал в привычном ему месте.
Фортепьянный цикл Р. Шумана «Карнавал» создавался композитором как очень личное произведение, полное душевных откровений и сладостных грез. Композитор не утаивает от слушателя свою многоликость и обнажает перед ним череду собственных фантазий и видений. Шуман делится личным опытом, бережно укутывая его тайнами и загадками. Подзаголовком к произведению была строчка «Маленькие сцены на четырех нотах». Ключом к пониманию произведения стали четыре заветные ноты, связывающие повторяющимся мотивом 21 пьесу. Композитор приглашает слушателей поиграть и поразгадывать головоломки. Используя буквенную нотацию, Шуман зашифровал в пьесах слово «Asch». В переводе с немецкого языка das Asch означает пепел. Первая ассоциация, к которой нас отсылает композитор – «Пепельная среда», день начала Великого поста в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей. Основная линия сюжета фортепьянного цикла – фееричный карнавал перед началом Великого поста. Традиция такого карнавала существовала в разных европейских странах, в том числе Венецианский карнавал в Италии и Рейнский карнавал в Германии. Одно из слов, обозначающих карнавал в немецком языке, Das Fasching, содержит последовательность букв asch. Также Asch – это название чешского города на границе с Германией (чешское название Aš). Это место имело особое значение для композитора: оттуда приехала его первая невеста Эрнестина фон Фрикен. Сочетание букв в слегка измененном порядке присутствует и в фамилии композитора Schumann. Головоломки более чем естественны в произведении, озаглавленном «Карнавал».
В свой «Карнавал» Шуман поместил ближний круг друзей и родных, свою тонкую разностороннюю натуру и персонажей итальянской комедии дель арте. Еще одна загадка сосуществования реальных и вымышленных людей разных стран и эпох. Как им вместе? Похожи ли они, одни ли вещи их волнуют, одни ли переживания заставляют страдать? В калейдоскопе стремительно проносящихся образов сложно различить границы реального мира и мира фантазий. Реальное окружение Шумана представлено главными персонажами, олицетворяющими самых близких людей. В образе Эстреллы угадывается юношеская страсть и первая невеста композитора Эрнестина фон Фрикен. Эрнестина приехала в г. Лейпциг совершенствоваться в музыке под руководством мастера Фридриха Вика. Молодые люди страстно увлеклись друг другом, встречаясь в доме Ф. Вика. Возникшее сильное чувство постепенно утратило свою силу. Спустя некоторое время, Шуман расторг помолвку с Эрнестиной, но период страстной влюбленности остался с ним навсегда. В душе композитора росла и распускалась новая любовь. Киарина – знаменитая пианистка-виртуоз Клара Вик, дочь учителя фортепиано Ф. Вика, у которого Шуман брал уроки игры. Любовь к сентиментальной, нежной и преданной Кларе осветила всю жизнь Шумана и провела через невзгоды и препятствия. Впоследствии Клара станет женой Р. Шумана и родит ему восьмерых детей. Себя Шуман представляет двумя субличностными образами: мечтательным Эвсебием (Эвсевием) и энергичным Флорестаном. Имена и возможно черты характеров для персонажей Шуман позаимствовал у героя оперы Л. ван Бетховена «Фиделио» (узник Флорестан) и героя картины гения живописи Возрождения Рафаэля Санти Евсевия Кремонского («Евсевий Кремонский воскрешает троих мужчин из мертвых с помощью плаща святого Иеронима», Рафаэль Санти, 1502-1503гг.). Шуман возглавлял коллектив авторов «Нового музыкального журнала», выходящего в г. Лейпциге с 1834 г. Создатели журнала оказывали поддержку композиторам-романтикам, открывали новые имена. Свои статьи в газете Р. Шуман писал от лица Флорестана и Эвсебия, мнения которых были зачастую радикально противоположными. Суть противоречивой натуры композитора обрела проявление в устах этих двоих. Восторженный Флорестан имел натуру вспыльчивую и импульсивную, несдержанную и увлекающуюся, этим выражались холерические черты темперамента композитора. Эвсебий представал перед читателями самоуглубленным, тихим, сомневающимся, романтичным, характеризующим композитора как чувствительного и чуткого меланхолика. Отдельные пьесы музыкального цикла «Карнавал» представляют собой стилизованную музыку нежного Ф. Шопена и страстного Н. Паганини. Несколькими штрихами Р. Шуман делает узнаваемыми вариации их произведений. «Шопен» и «Паганини» вышли противоположными, вторящими амплуа Эвсебия и Флорестана, дополнительно подчеркивая глубокую персонализацию произведения. Известные персонажи итальянской комедии дель арте обогащают и гипертрофируют значимые композитору образы: старик Панталоне, Коломбина и Арлекин, Пьеро. Романтичный, печальный и неудачливый Пьеро доводит до остроты образ Эвсебия, пылкий и страстный Флорестан подсвечен яркой фигурой Арлекина. Весь цикл музыкальных пьес – это череда взаимосвязанных жизненных отношений, основанных на чувствах и духовной близости.
Эскиз костюма Киарины для балета
Эскиз костюма Киарины для балета "Карнавал". Л. Бакст. 1910 г. Фото из интернета
В 1717-1724 гг. в строящийся город Петра Великого был приглашен французский живописец и художник-декоратор Филипп Пильман. Пильману досталась работа над живописным оформлением Парадного зала любимого приморского дворца императора Монплезира. Большой зал под куполом был задуман как шатер. Четырехгранный плафон запестрел говорящими образами и смыслами в умелых руках художника. В центре плафонных небес красуется Аполлон с лирой, рядом разместились персонажи итальянской комедии дель арте («комедии слуг»): вояка-хвастун Капитан в пышном берете, умный слуга Брегелла, глупый слуга Пульчинелла, венецианский купец Панталоне. Упоминанию о знаменитом итальянском театре не могло не найтись места в резиденции великого императора, наполненной европейской эстетикой и пользой для ума. Место итальянской комедии масок нашлось в «Карнавале» Р. Шумана и среди произведений П. Шойриха. Прислуживающие Арлекин, Коломбина и Пьеро - комедийные персонажи, приобретшие значительную популярность во вновь вспыхнувшем интересе к этому виду театра в начале XX в. Интерес спровоцировал переосмысление комедии XVI в. в русле актуальных настроений рубежа XIX-XX вв. То, что зритель видит в произведениях П. Шойриха, уже не подражание уличным сценкам давно ушедшей эпохи. Здесь историческая ретроспектива и данность, предшествующая страшным грядущим событиям. Настроение «Балаганчика» А. Блока.
Эскиз костюма Эстреллы для балета
Эскиз костюма Эстреллы для балета "Карнавал". Л. Бакст. 1910 г. Фото из интернета