Блог

Сервиз Евгения Богарне

2 июля 1839 г. Императорский Зимний дворец в г. Санкт-Петербурге выглядел блистательно! Император Николай I выдавал замуж свою любимую старшую дочь великую княжну Марию Николаевну! Приданое красавицы-невесты было аккуратно и торжественно выставлено в нескольких залах дворца и восхищало зрителей красотой и мастерством работы. Жених, Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон де Богарне, 3-й герцог Лейхтенбергский, прибыл на родину невесты и прибыл не с пустыми руками. Он вез в Россию свое наследство, частью которого был замечательный фарфоровый сервиз Жозефины и Эжена де Богарне, первой жены и пасынка императора французов Наполеона Бонапарта.
Знаменитая бабушка Максимилиана Лейхтенбергского императрица всех французов Жозефина де Богарне снабжала заказами разные фарфоровые предприятия во Франции. В 1811 - 1812 гг. императрица поддержала частную парижскую мануфактуру Диля и Герара, заказав им большой десертный сервиз. Дополненный позднее сыном Жозефины сервиз по традиции стал носить название «Сервиз Эжена Богарне». В настоящее время Государственный Эрмитаж хранит 94 предмета из ансамбля. Предметы, заказанные Жозефиной, украшены её гербом, на изделиях для принца Евгения помещён его вензель.
Сервиз фарфоровый, с растительным орнаментом (сервиз Богарне) Фарфоровая мануфактура Диля и Герара, Франция, Париж. Ваза в форме ладьи на двух женских коленопреклоненных фигурах (разборная, из двух частей). Фарфор; золочение, цировка, матовое золочение (l'or bruni), роспись в камейном стиле
Сервиз фарфоровый, с растительным орнаментом (сервиз Богарне) Фарфоровая мануфактура Диля и Герара, Франция, Париж. Ваза в форме ладьи на двух женских коленопреклоненных фигурах (разборная, из двух частей). Фарфор; золочение, цировка, матовое золочение (l'or bruni), роспись в камейном стиле "en camée".1811-1813 гг. Фотография с сайта Государственного Эрмитажа.
С первого взгляда сервиз влюбляет в себя смелостью и яркостью декора! Исключительное качество золочения и виртуозное живописное мастерство неизбежно включают сервиз в число самых роскошных и дорогих заказов эпохи ампира. Античность, античность! И здесь ею вдохновлялись мастера-керамисты. Благородная строгость форм изделий и скульптурного декора бережно укрыты художниками обильной позолотой, имитирующей бронзу - специализация завода. Несложно заметить ведущую роль живописи в оформлении предметов. Чрезвычайно убедительно выполнены имитирующие камеи медальоны, фигурки, античные головки и профили! Первоклассная по мастерству полихромная роспись воссоздает на фарфоре уменьшенные повторения работ французского живописца Флёри Ришара (Флёри Франсуа Ришар, 1777-1852 гг., фр. художник, ученик Жака Луи Давида, ведущего мастера фр. неоклассической живописи), чьим талантом восхищалась императрица Жозефина и чьими работами пополняла свою живописную коллекцию в резиденции Мальмезон.
Живопись на фарфоре – живопись «вечная», насколько вообще справедлив этот эпитет. Зачастую произведения того или иного художника достаются потомкам именно на фарфоровых изделиях, холсты в силу разных обстоятельств оказываются безвозвратно утерянными. К большому счастью, подобная участь обошла стороной прекрасную работу Флёри Ришара «Валентина Миланская» (1802 г.)! Государственный Эрмитаж хранит в своих фондах живописный оригинал работы и фарфоровую тарелку с его воспроизведением, входящую в сервиз Евгения Богарне. Императрица Жозефина приобрела работу у ее заказчика в 1805 г., в 1839 г. в составе унаследованной коллекции герцогов Лейхтенбергских Максимилиан Лейхтенбергский перевез работу в Россию. Сюжет полотна достаточно прост, но бесконечно эмоционален, притягателен и актуален для Франции XIX в., традиционно имеющей претензии к землям Италии, в частности к Милану. Валентина Висконти (Миланская), красивая и образованная итальянская девушка конца XIV в., была выдана замуж за брата французского короля Шарля VI Безумного - герцога Людовика Орлеанского, известного в числе прочего неординарным поэтическим даром. В ходе непрекращающейся борьбы за власть во Франции Людовик был убит. Прекрасная Валентина была безутешна и вскоре скончалась, обессилив от горя и страданий. Образ Валентины, созданный художником Ришаром, конечно, фантазия автора. Образ рожден в XIX в. и несет собой его послание, его переживания и его размышления. Он убедителен, проработан, он мотивирует сегодняшнего зрителя к пониманию потребностей людей позапрошлого века: интересу к прошлому, желанию приобщиться к нему когнитивно и эмоционально. Отсутствие лежащих на поверхности ответов дает нам, зрителям, полноценное право на свободное созерцание картины, актуализацию внутренних переживаний и их проживание. Перед нами девушка, давшая Франции законных королей. Потомки Валентины Миланской, короли Франциск I и Генрих IV, обеспечили стране надежное правление на долгие годы.
Ришар, Франсуа Флёри (прозванный Флёри Ришар,1777-1852 гг.). Валентина Миланская, оплакивающая смерть мужа, герцога Орлеанского, убитого в 1407 г. герцогом Бургундским
Ришар, Франсуа Флёри (прозванный Флёри Ришар,1777-1852 гг.). Валентина Миланская, оплакивающая смерть мужа, герцога Орлеанского, убитого в 1407 г. герцогом Бургундским "Бесстрашным". Франция, 1802 г. Холст; масло. 55,1х43,2 см. Фотография с сайта Государственного Эрмитажа.
Сервиз фарфоровый, с растительным орнаментом (сервиз Богарне). Фарфоровая мануфактура Диля и Герара, Франция, Париж. Тарелка десертная «Валентина Миланская», 1811-1813 гг. Фарфор, роспись полихромная, золочение, цировка.
Сервиз фарфоровый, с растительным орнаментом (сервиз Богарне). Фарфоровая мануфактура Диля и Герара, Франция, Париж. Тарелка десертная «Валентина Миланская», 1811-1813 гг. Фарфор, роспись полихромная, золочение, цировка. Фото с сайта Государственного Эрмитажа.
По примеру императрицы Жозефины Эжен де Богарне увековечил в фарфоре работы своих любимых художников. Удивлению действительно есть место! Есть и объяснение! Научные изыскания в области колористики К. Диля, одного из основателей предприятия, позволили успешно увеличить привычную палитру красок по фарфору. Появление дополнительных оттенков и тонких цветовых сочетаний упростили цветовое попадание при копировании живописных работ на фарфор. Полноцветны и виды очаровательных итальянских городов, они напоминают о пребывании принца Евгения в статусе вице-короля Италии. Архитектурные пейзажи, украшающие предметы сервиза, не стесняются занимать большие пространства, демонстрируя виртуозное мастерство художников по фарфору. Скромные по размерам, но не уступающие по мастерству, окаймленные вставки с идиллическими натурными мотивами украшают борта тарелок и внешние стенки чашек. Атмосфера полноты жизни и гармонии при взгляде на сервиз не может не подкупить, не может не заразить смотрящего открыто.